Здравствуй, уважаемый читатель моего блога! Именно эта статья является первой на нём,
и посвящена она одному незаурядному человеку, которому я очень симпатизирую(ничего не имейте в виду) и уважаю! Почему именно он? Этого я, к сожалению, точно сказать не могу, но есть одно, что меня в нём привлекает - это его человеческие качества. Также то, что он был начитан, отличался крепким здоровьем и весёлым нравом, набожностью, был примерным семьянином и много других качеств, характеризующих его как Великого Русского Царя!
Введение:
Для начала хотел бы рассказать немного о веке, в который попал этот человек. Все мы знаем, что XVII век обычно называют "бунташным". Почему же именно этот век так "обозвали"? Всё дело в тех самых восстаниях и бунтах. Самые значительные из них:
Соляной бунт( 1648 ), Медный бунт( 1662 ) и восстание С. Разина( 1670-1671 ). Вы, наверно, уже догадались, что все три события пришлись на годы правления нашего героя!
Теперь давайте обратимся к прозвищам Алексея Михайловича. Насколько я знаю, у него два титула. Первый - "Тишайший", второй - "Всемилостивейший". Два совершенно противоположных по смыслу слова и все про одного человека. Вопрос - Как? К сожалению, это лишь подтверждает противоречивость истории, однако обосновать это возможно. Вкратце скажу, что первый титул он получил не из-за того, что был спокоен и всем улыбался, а из-за порядка в стране и сложившегося отношения к нему, то есть полюбился он всем и тем более после Алексея Михайловича власть царей усилилась во много раз. Да, я не зря начал с названия века, тем самым хочу показать, что "Тишайший" не подходит к Алексею Михайловичу, порядка в стране не было, но его почему-то постоянно употребляют в пособиях и учебниках. Что касается второго титула, то оно было присвоено после путаницы, связанной с заменой латинского языка на французский(в дипломатии).
Алексей Михайлович взошёл на трон примерно в таком же возрасте, как и его отец, - в 17 лет. Но разница была значительной между Михаилом Рома
новым( 1596-1645 ) и его сыном (да, Алексей Михайлович его сын!). Таким образом, ему не нужно было поднимать страну из руин, стабилизировать хозяйство, создавать боеспособную армию. Всё это уже было сделано до него. И, конечно, разница вхождения на престол тоже была заметной, потому что Земский Собор собрали не для того, чтобы выбирать монарха, а лишь для того, чтобы целовать крест(принести присягу новому царю).
В отличие от отца, Алексей Михайлович был для своего времени прекрасно образован. Он с детских лет постигал не только грамоту, счёт и письмо, но знакомился с религиозной и светской литературой. В разное время к числу его приближённых относились воспитатель боярин Б. И. Морозов( 1590-1661 ), князь Н. И. Одоевский( ок. 1605-1689 ), патриарх Никон( 1605-1681 ), А. Ф. Ордин-Нащокин( 1605-1680 ) и А. С. Матвеев( 1625-1682 ) и др. Все они, конечно, играли свою роль на ведение политики как внутренней, так и внешней от лица Алексея Романова. Из всех вышеперечисленных людей, я бы выделил Б. И. Морозова, потому что именно он стал ключевым персонажем в формировании личности царя. Дело в том, что сам Морозов был фанатиком западной культуры и поэтому пытался привить эту любовь и своему воспитаннику, что ему и удалось сделать. Алексея Михайловича нередко одевали в западное платье - короткий камзол, панталоны. Позднее, уже став царём, он свободно и НЕпринуждённо общался с иностранцами. Алексей прекрасно владел пером! Его письма были грамотно и безошибочно изложены. Было и такое, что ему удавалось сочинять стихи.
Но, несмотря на его любовь к западу, он вырос глубоко религиозным человеком, тщательно придерживался всех церковных порядков и традиций, соблюдал все посты и церковные праздники. Ко времени вступления на престол Алексей Михайлович досконально знал весь чин богослужения и с удовольствием принимал участие в церковных службах. Всё это нам говорит о двух причудливых сочетаниях в одном человеке: западное веяние и черты старорусской жизни или церковной старины.
Алексею Михайловичу очень нравились пышные выезды и охота. В отношении охоты он написал сочинение о правилах соколиной охоты - "Урядник сокольничья пути", высоко оцениваемое специалистами и по сей день.
Что касается семейной жизни царя, то, можно сказать, Алексей Михайлович не был настолько несчастен, как например его отец или Иван Грозный. Его правильно женили, выбранная им самим невеста Афимья Всеволожская от туго затянутых волос, на смотринах, упала в обморок, поэтому её оклеветали и отправили в ссылку. Царицей же стала, избранная боярином Морозовым, Мария Милославская( 1648-1669 ), на сестре которой он сам и женился.
Ну, наверно, самое значимое событие, проведённое Алексеем Михайловичем в период его жизни - это введение Соборного Уложения( 1649 ). Что это такое? Соборное Уложение - это свод законов, принятый взамен старого "Судебника" Ивана Грозного( 1550 ).
Рассказывать о содержании этого документа я не буду, так как статья посвящена не ему. Единственное, что можно добавить - этот документ полностью закрепил крестьян на своих землях, то есть в России официально стало существовать крепостное право с 1649 года.
Вскоре, после того, когда Морозов скончался на 1661 году жизни, у Алксея Михайловича появился новый фаворит, столь же властный и решительный - Патриарх Никон. О нём, может быть, речь пойдёт в другой статье. Тем самым, этому человеку удалось свершить невозможное, под его инициативой устранили различие в богослужебных книгах и обрядах между русской и константинопольской церквями и ещё много различных тонкостей. Алексей во всём поддерживал Никона - Царь и Патриарх мечтали о создании единого православного царства, где царило бы истинное благочестие. Но не всё так замечательно было, и между ними разразился конфликт, потому что двух царей в одном царстве не может быть, да и склад характера Никона сыграл с ним злую шутку.
Алексей Михайлович искренне верил в своё предназначение милостивового и справедливого самодержца, защитника православия. Он требовал строгого выполнения, определённых чином социального статуса, обязанностей от своих подданных. Беспрекословные службы своему государю со всяким сердцем. Он вписался в существовавший народном сознании идеальный образ: правильного и благочестивого Великого Государя Царя!
Алексей Романов неожиданно умирает в январе 1676 года, оставив после себя законных наследников по обеим линиям: первый Иван V( от Милославской ), второй - Пётр I( от Натальи Кирилловны Нарышкиной ). Однако ещё в 1674 году он провозгласил законным наследником престола сына Фёдора III, но тот скончался в 1682 году, поэтому разразилась борьба между двумя малолетними престолонаследниками, пока царём не стал Пётр I( 1682,1689-1725 ).
и посвящена она одному незаурядному человеку, которому я очень симпатизирую(ничего не имейте в виду) и уважаю! Почему именно он? Этого я, к сожалению, точно сказать не могу, но есть одно, что меня в нём привлекает - это его человеческие качества. Также то, что он был начитан, отличался крепким здоровьем и весёлым нравом, набожностью, был примерным семьянином и много других качеств, характеризующих его как Великого Русского Царя!
Введение:
Для начала хотел бы рассказать немного о веке, в который попал этот человек. Все мы знаем, что XVII век обычно называют "бунташным". Почему же именно этот век так "обозвали"? Всё дело в тех самых восстаниях и бунтах. Самые значительные из них:
Соляной бунт( 1648 ), Медный бунт( 1662 ) и восстание С. Разина( 1670-1671 ). Вы, наверно, уже догадались, что все три события пришлись на годы правления нашего героя!
Теперь давайте обратимся к прозвищам Алексея Михайловича. Насколько я знаю, у него два титула. Первый - "Тишайший", второй - "Всемилостивейший". Два совершенно противоположных по смыслу слова и все про одного человека. Вопрос - Как? К сожалению, это лишь подтверждает противоречивость истории, однако обосновать это возможно. Вкратце скажу, что первый титул он получил не из-за того, что был спокоен и всем улыбался, а из-за порядка в стране и сложившегося отношения к нему, то есть полюбился он всем и тем более после Алексея Михайловича власть царей усилилась во много раз. Да, я не зря начал с названия века, тем самым хочу показать, что "Тишайший" не подходит к Алексею Михайловичу, порядка в стране не было, но его почему-то постоянно употребляют в пособиях и учебниках. Что касается второго титула, то оно было присвоено после путаницы, связанной с заменой латинского языка на французский(в дипломатии).
Кто же он и откуда?
Алексей Михайлович взошёл на трон примерно в таком же возрасте, как и его отец, - в 17 лет. Но разница была значительной между Михаилом Рома
новым( 1596-1645 ) и его сыном (да, Алексей Михайлович его сын!). Таким образом, ему не нужно было поднимать страну из руин, стабилизировать хозяйство, создавать боеспособную армию. Всё это уже было сделано до него. И, конечно, разница вхождения на престол тоже была заметной, потому что Земский Собор собрали не для того, чтобы выбирать монарха, а лишь для того, чтобы целовать крест(принести присягу новому царю).
В отличие от отца, Алексей Михайлович был для своего времени прекрасно образован. Он с детских лет постигал не только грамоту, счёт и письмо, но знакомился с религиозной и светской литературой. В разное время к числу его приближённых относились воспитатель боярин Б. И. Морозов( 1590-1661 ), князь Н. И. Одоевский( ок. 1605-1689 ), патриарх Никон( 1605-1681 ), А. Ф. Ордин-Нащокин( 1605-1680 ) и А. С. Матвеев( 1625-1682 ) и др. Все они, конечно, играли свою роль на ведение политики как внутренней, так и внешней от лица Алексея Романова. Из всех вышеперечисленных людей, я бы выделил Б. И. Морозова, потому что именно он стал ключевым персонажем в формировании личности царя. Дело в том, что сам Морозов был фанатиком западной культуры и поэтому пытался привить эту любовь и своему воспитаннику, что ему и удалось сделать. Алексея Михайловича нередко одевали в западное платье - короткий камзол, панталоны. Позднее, уже став царём, он свободно и НЕпринуждённо общался с иностранцами. Алексей прекрасно владел пером! Его письма были грамотно и безошибочно изложены. Было и такое, что ему удавалось сочинять стихи.
Но, несмотря на его любовь к западу, он вырос глубоко религиозным человеком, тщательно придерживался всех церковных порядков и традиций, соблюдал все посты и церковные праздники. Ко времени вступления на престол Алексей Михайлович досконально знал весь чин богослужения и с удовольствием принимал участие в церковных службах. Всё это нам говорит о двух причудливых сочетаниях в одном человеке: западное веяние и черты старорусской жизни или церковной старины.
Алексею Михайловичу очень нравились пышные выезды и охота. В отношении охоты он написал сочинение о правилах соколиной охоты - "Урядник сокольничья пути", высоко оцениваемое специалистами и по сей день.
Что касается семейной жизни царя, то, можно сказать, Алексей Михайлович не был настолько несчастен, как например его отец или Иван Грозный. Его правильно женили, выбранная им самим невеста Афимья Всеволожская от туго затянутых волос, на смотринах, упала в обморок, поэтому её оклеветали и отправили в ссылку. Царицей же стала, избранная боярином Морозовым, Мария Милославская( 1648-1669 ), на сестре которой он сам и женился.
Ну, наверно, самое значимое событие, проведённое Алексеем Михайловичем в период его жизни - это введение Соборного Уложения( 1649 ). Что это такое? Соборное Уложение - это свод законов, принятый взамен старого "Судебника" Ивана Грозного( 1550 ).
«Боязни ради и междоусобий от всех чёрных людей» - Патриарх Никон о Соборном Уложении
Рассказывать о содержании этого документа я не буду, так как статья посвящена не ему. Единственное, что можно добавить - этот документ полностью закрепил крестьян на своих землях, то есть в России официально стало существовать крепостное право с 1649 года.
Вскоре, после того, когда Морозов скончался на 1661 году жизни, у Алксея Михайловича появился новый фаворит, столь же властный и решительный - Патриарх Никон. О нём, может быть, речь пойдёт в другой статье. Тем самым, этому человеку удалось свершить невозможное, под его инициативой устранили различие в богослужебных книгах и обрядах между русской и константинопольской церквями и ещё много различных тонкостей. Алексей во всём поддерживал Никона - Царь и Патриарх мечтали о создании единого православного царства, где царило бы истинное благочестие. Но не всё так замечательно было, и между ними разразился конфликт, потому что двух царей в одном царстве не может быть, да и склад характера Никона сыграл с ним злую шутку.
Алексей Михайлович искренне верил в своё предназначение милостивового и справедливого самодержца, защитника православия. Он требовал строгого выполнения, определённых чином социального статуса, обязанностей от своих подданных. Беспрекословные службы своему государю со всяким сердцем. Он вписался в существовавший народном сознании идеальный образ: правильного и благочестивого Великого Государя Царя!
Алексей Романов неожиданно умирает в январе 1676 года, оставив после себя законных наследников по обеим линиям: первый Иван V( от Милославской ), второй - Пётр I( от Натальи Кирилловны Нарышкиной ). Однако ещё в 1674 году он провозгласил законным наследником престола сына Фёдора III, но тот скончался в 1682 году, поэтому разразилась борьба между двумя малолетними престолонаследниками, пока царём не стал Пётр I( 1682,1689-1725 ).
0 коммент.:
Отправить комментарий